Выполнение
сложных функций по регулированию рыночных отношений может быть
эффективным в том случае, когда в руках государства сосредоточены мощные
экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно.
В
хозяйственной деятельности капиталистических государств ведущее место
занимает частный капитал. Однако, немаловажную роль в экономике играет и
государственная собственность. Она распространяется на землю, леса и
другие природные ресурсы, не вовлеченные в хозяйственный оборот и на
многие предприятия. На долю государственной собственности во многих
развитых странах приходится 20-25 процентов национального достояния.
На
протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная
предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее
значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на
предприятиях, принадлежащих государству производится от одной пятой до
трети валового национального продукта. Сфера государственной
производственной деятельности давно вышла за пределы почтово-посылочной
службы, телеграфа, городского и железнодорожного транспорта. Государства
осваивали программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной
промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Доля государств в
национальном доходе приблизилась к 40 проц. вместо 5-10 проц. в начале
века. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах
достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании -
до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 проц. общего объема капитальных
вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные
научные исследования.
Располагая
финансами, государства выступают по отношению частного сектора в
качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее
покупателя, что придает определенную стабильность рынку. Государственные
расходы на товары и услуги возрастают быстрее, чем национальный доход.
Так, в США к началу 90-х годов они приблизились к 1 триллиону долл.
вместо 9 млрд. долл. в 1929 г. (закупка оружия, строительство
автомагистралей, почтовых учреждений, оплата услуг учителей, судей,
пожарных и т.д.). В дополнение к приобретению товаров и услуг
государство производит выплаты, которые перераспределяют доходы,
полученные от налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме
пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и социальному
обеспечению. Рост государственных расходов, наряду с другими мерами,
позволяет проводить соответствующую структурную политику, формировать
такие производственные структуры, которые отвечают требованиям
научно-технического прогресса, стимулировать научные исследования и
подготовку высококвалифицированных кадров.
Для
последних десятилетий стало характерным формирование смешанных
государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную
форму.
Проблема
государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в
проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности
реально влиять на поведение экономических субъектов.
Если
исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны
разрешаться на уровне современного государства, можно свести к
следующим:
- Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.
- Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.
- Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.
- Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.
- Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.
- Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы. Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий