Актуальность исследования: нынешнее время всё чаще называют временем цифровых технологий. Огромные баз данных размещены в свободном доступе в интернете, человечество быстро и охотно отказывается от бумажных архивов. В связи с низким спросом печатной продукции, услуги типографии становятся всё дороже, и не каждый человек может позволить себе приобретение обычной книги.
Теперь практически любая литература ищется в интернете. Несмотря на значительные плюсы такого «хранилища», у него есть весьма существенный минус: поскольку практически вся информация находится в свободном доступе, она может подвергаться умышленному искажению со стороны интернет-сообщества. Наиболее ярким примером такого хранилища информации является свободная энциклопедия Википедия, которую может редактировать каждый. Данный ресурс считается одним из наиболее посещаемых с целью образования, при этом содержит в себе много недостоверной информации (что является общеизвестным фактом). Это указывает на то, что несмотря на риск получить недостоверную информацию, уровень доверия к интернету постепенно растёт.
Гипотеза: благодаря доступности и постоянной популяризации интернета, современные студенты в процессе обучения отдают предпочтение электронной литературе из свободных источников, несмотря на низкий общественный уровень доверия к ней.
Цели и задачи исследования состоят в том, чтобы определить тип используемой информации, оценить степень доверия студентов к данным, полученным из интернета и проследить этот уровень в процессе образования. Результаты исследования могут быть положены в основу формирования университетской электронной библиотеки для студентов, редактируемой аккредитованными специалистами.
Объект исследования: студенты 1, 4 и 5 курс ...
Методы исследования: анкетирование и анализ данных, полученных путём анкетирования.
Логика исследования обусловила следующую структуру работы: вступление, список вопросов, сводные таблицы, выводы.
Анкета на тему: уровень доверия интернету
а. меньше часа
б. один – три часа
в. четыре – семь часов
г. восемь и более
д. у меня нет регулярного доступа к интернету/компьютеру
2. Какой виды ресурсов Вы чаще всего посещаете в интернете (2 варианта):
а. развлекательные ресурсы (видео/аудио/игры)
б. социальные сети, общение, электронная почта
в. новостные источники, он-лайн покупки
г. образовательные ресурсы, работа
3. Используете ли Вы интернет для самообразования? Если да, то какие ресурсы вы используете в данных целях, перечислите (evartist.narod.ru, википедия) до двух вариантов:
__________________________________________________________________
4. Доверяете ли Вы интернет-источникам при написании контрольных/курсовых/дипломных работ (степень доверия)
а. полностью доверяю, использую печатные источник в редких случаях
б. доверяю, но использую и печатные источники
в. не доверяю, но частично использую
г. совершенно не доверяю, использую только в крайних случаях
5. Какое количество печатных источников Вы используете при написании учебных работ (если требуемое количество источников должно быть 30)?
а. 3 – 5
б. 5 – 10
в. 10 – 15
г. больше 20
д. ваш ответ ________________
6. Как вы воспользуетесь уже готовой работой, найденной в интернете, если ожидаемый результат не имеет большого веса при проведении оценки знаний:
а. представлю как свою работу
б. исправлю только вступление и вывод
в. частично переработаю и дополню другими материалами
г. использую только цитата и список литературы, основную работу сделаю самостоятельно
7. Если при поиске информации в интернете Вы найдёте удовлетворяющий ответ, но данный материал размещен только на одном сайте и такой же информации на других сайтах нет, Вы:
а. используете её как уникальный источник
б. частично используете в работе
в. будете искать несколько источников с похожей информацией, чтобы убедится в достоверности
г. не воспользуетесь данной информацией
8. Если необходимый материал размещён на частном блоге/странице, на форуме, каков Ваш уровень доверия к таким источникам:
а. доверяю и воспользуюсь
б. скорее доверяю, но проверю
в. скорее не доверяю, но воспользуюсь
г. не доверяю и не воспользуюсь
9. Размещаете ли Вы защищенные работы в интернете «для общего блага»?
а. я не делаю уникальных работ, поэтому не размещаю их
б. делюсь со знакомыми (по их просьбе) любой информацией, которой владею
в. размещаю готовые работы в специализированных сообществах
г. размещаю везде, даже если работа не моя
10. Какой процент интернет-источников в ваших работах?
а. 0 – 24
б. 25 – 49
в. 50 – 74
г. 75 – 100
Результаты анкетирования в таблице
Номер вопроса
|
||||||||||||
1 курс
|
1
|
2
|
3*
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
||
Варианты ответа
|
а
|
0
|
1
|
4
|
15
|
3
|
10
|
1
|
2
|
1
|
12
|
|
б
|
10
|
15
|
1
|
12
|
3
|
1
|
6
|
6
|
4
|
|||
в
|
7
|
1
|
8
|
3
|
4
|
15
|
12
|
8
|
8
|
|||
г
|
1
|
1
|
5
|
1
|
3
|
3
|
3
|
|||||
д
|
0
|
1
|
1
|
3
|
||||||||
4 курс
|
1
|
2
|
3*
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
||
Варианты ответа
|
а
|
0
|
1
|
1
|
14
|
6
|
2
|
|||||
б
|
7
|
15
|
4
|
14
|
8
|
3
|
11
|
15
|
6
|
|||
в
|
8
|
7
|
2
|
2
|
14
|
13
|
2
|
8
|
||||
г
|
2
|
1
|
9
|
1
|
3
|
1
|
4
|
3
|
||||
д
|
0
|
1
|
||||||||||
5 курс
|
1
|
2
|
3*
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
||
Варианты ответа
|
а
|
0
|
4
|
8
|
2
|
3
|
3
|
|||||
б
|
4
|
4
|
5
|
3
|
2
|
6
|
5
|
5
|
1
|
|||
в
|
5
|
1
|
1
|
2
|
2
|
7
|
3
|
4
|
6
|
|||
г
|
0
|
4
|
1
|
2
|
||||||||
д
|
0
|
1
|
||||||||||
Общее
|
1
|
2
|
3*
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
||
Варианты ответа
|
а
|
0
|
6
|
5
|
37
|
5
|
19
|
1
|
2
|
1
|
17
|
0
|
б
|
21
|
34
|
5
|
31
|
14
|
2
|
10
|
22
|
26
|
11
|
||
в
|
20
|
2
|
16
|
0
|
7
|
8
|
36
|
28
|
14
|
0
|
22
|
|
г
|
3
|
2
|
18
|
0
|
1
|
0
|
4
|
4
|
7
|
1
|
8
|
|
д
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
3
|
1
|
0
|
0
|
0
|
3
|
* - содержат в ответе «wikipedia»
Результаты анкетирования в виде гистограммы
Анализ по результатам анкетирования
В анкетировании приняли участие 44 человека. При этом участники разделены на следующие подгруппы:
• студенты 1 курса, дневное отделение (18 человек)
• студенты 4 курса, дневное отделение (17 человек)
• студенты 5 курса, заочное отделение (9 человек)
В итоге анкетирования выяснилось, что 47, 7% опрошенных проводят в интернете от одного до трёх часов в день, 45,5 – от четырёх до семи часов и 6,7% проводят в интернете от восьми и более часов. Это указывает на то, что интернет становится неотъёмной части жизни современного человека.
Наиболее посещаемыми ресурсами являются социальные сети, сервисы общения и электронной почты. Порядка 37% опрошенных также посещают новостные и образовательные ресурсы, интернет-магазины, ищут информацию о работе.
В ходе анализа также выяснилось, что большинство 37 из 44 (84%) опрошенных в целях самообразования используют электронный ресурс «свободная энциклопедия Википедия». Также примечательно то, что 56% студентов 1 курса указали в качество второго источника «электронные библиотеки ukr.lib», в то время как студенты 4 и 5 курсов указывали ресурсы (по популярности, в порядке убывания) lingualeo, google, evartist. Один из опрошенных также отметил как ресурс для самообразования фото-приложение «Instagram».
На вопрос о степени доверия интернет-источникам 70% ответили, что при написании учебных работ доверяют такому типу источников, но при этом используют и печатные. Также 36 человек (81%) отметили, что если контрольная работа не имеет большого значения при отчётности (небольшой балл при оценке), то они уже готовую, найденную в интернете работу частично переработают и дополнят другими материалами. Только один человек признался, что представит такую работу преподавателю как свою.
Вопрос об уникальности информации (удовлетворяющий ответ размещён только на одном сайте) дал следующие результаты: большинство студентов 1 и 4 курса (25 человек) будут искать несколько источников с похожей информацией, чтобы убедится в достоверности. А 6 студентов 5 курса ответили, что частично используют такую информацию в работе.
Однако 50% опрошенных сообщили, что если необходимая информация размещена на частном блоге/странице, то такой информации они скорее доверяют, но всё же проверят. 31% участников анкетирования признались, что в большей степени не доверяют, но воспользуются такой информацией.
Стоит отметить, что больше половины студентов делятся со знакомыми с помощью интернета любой информацией, которой владеют, 38% заявили, что не делают уникальных работ, поэтому не размещают их в интернете для общего доступа.
При анкетировании 43% студентов (из которых 10 студентов 1 курса) дали ответ, что при написании учебных работ (с обязательным количеством источников 30) используют от 3 до 5 (до 16%) печатных источников; 31% использует от 5 до 10 (до 33%) печатных источников.
По расчётам 50% студентов в своих работах используют не менее 50 (до 75) процентов интернет-источников, а 25% заявили, что используют от 25 до 50 процентов такого типа источников.
Выводы
В результате исследования я пришел к выводу, что большая часть опрошенных использует интернет для общения, образования и как источник новостей. Наиболее популярным образовательным ресурсом признана «Википедия», которая, по заявлению владельцев ресурса может содержать недостоверную информацию, хоть и редактируемую по факту выявления ложных данных.
По результатам опроса мной сделан вывод, что большинство студентов доверяет информации из интернета, хоть и стремится её проверять. При этом, в процессе образования уровень доверия студентов к интернет-источникам не меняется.
Также при анализе очевидны изменения отношения студентов к написанию работ. Если первый курс в большинстве своём используют до 5 печатных источников, то четвёртый и пятый курсы – до 10 таких источников. Также 1 курс заявил, что не пишут уникальных работ и не делятся такой информацией, в то время как 4 и 5 готовы поделиться тем, что имеют.
Подводя итоги можно сказать, что большинство студентов знают, как нужно работать с источниками информации в процессе образования, однако чаще доверяют уже готовым работам из интернета.